В нынешнем году отмечается 350-летие со дня рождения Петра I. Музей Мураново откликнулся на это масштабное событие выставкой «Век деяний царя великого Петра…».

Что же связывает дворянскую усадьбу XIX в. с Петровской эпохой? Прежде всего, это предки (прапрадеды и прадеды) владельцев и обитателей этого дома, среди которых видные государственные и военные деятели петровского времени: Андрей Иванович Остерман (1686-1747), Нефед Никитич Кудрявцев (1676-1774), Алексей Данилович Татищев (1697-1760).

Сложившийся в собрании музея круг произведений этого периода позволяет показать гравюру петровского времени – самобытное и яркое явление, заложенное в России приглашенными иностранными мастерами, и в дальнейшем развивавшееся посредством таланта русских художников. На выставке представлены работы Адриана Шхонебека, Питера Пикарта, братьев Ивана и Алексея Зубовых.

Изобразительный ряд дополняют предметы декоративно-прикладного искусства, отражающие вкус и быт того времени: стеклянные кубки с гравировкой немецкой и русской работы стиля барокко, фаянсовое блюдо завода Гребенщикова (первого русского производства фаянсовой посуды, основанного в 1724 г.).

Отдельное место в экспозиции занимает раздел, посвященный Великому посольству 1697-1698 гг. и пребыванию Петра I в Саардаме. Инструменты XVIII в. из частной коллекции помогают представить, как царь-плотник работал на кораблестроительных вервях Голландской Ост-Индской компании.

Изделия китайской керамики – фарфоровые тарелки и декоративная фигура собаки Фо или китайского льва, произведения более позднего периода конца XVIII – начала XIX вв. отсылают к увлечению китайским фарфором. Именно при Петре I началась регулярная торговля с Китаем. Привозные диковинные и редкие изделия из фарфора размещались в специальных китайских или фарфоровых кабинетах, которые устраивали во дворцах. Подобный Лаковый (Китайский) кабинет был устроен и в любимом дворце Петра I – Монплезире.

Раздел, посвященный исторической памяти и наследию Петра Великого, включает несколько книг: художественные произведения и исторические труды, освещающие деятельность царя-реформатора; и панорамы Петербурга 1820-х гг., где видны постройки ещё петровского времени – Кунсткамера, Петропавловская крепость, дворец А.Д. Меншикова, а также Медный всадник, памятник, поставленный Петру I Екатериной II.