Мураново

Музей-заповедник "Усадьба "Мураново" имени Ф.И. Тютчева"

Опубликовано в газете "Маяк".

Автор статьи - Анна Стратанович, зав. сектором выставок и рекламы Музея-заповедника "Усадьба "Мураново"

В канун Нового года и Рождества мы всегда ждем чего-то волшебного… Наверное, так должна начинаться статья, посвященная детской новогодней программе. Но это не обычная программа и тем более не обычное место. Мы не обещаем вам Деда Мороза с подарками и его сказочных спутников, фейерверков и электрических гирлянд. Непривычно? Не стоит торопиться с выводами, ведь это совсем не означает отсутствие чудес!

Материал опубликован на сайте Сургутского государственного педагогического университета - http://www.surgpu.ru/sveden/common/novosti/surgutskie-filologi-v-muranove/

Подмосковный музей-заповедник «Усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева» - один из немногих музеев, не только переживших невзгоды и бури ХХ века, но и продолжающих в течение всего периода своего существования представлять утраченную русскую усадебную дворянскую культуру.

"Н.И.Тютчев. 140 лет со дня рождения"

Автор статьи - Анна Фёдорова, старший научный сотрудник сектора учета музейного фонда

8 ноября (27 октября по старому стилю) исполнилось 140 лет со дня рождения Николая Ивановича Тютчева, первого хранителя музея в усадьбе Мураново.

Свидетельство о рождении внука поэта, выданное после крестин Николая Тютчева, гласит: «…Октября двадцать седьмого числа родился Николай, крещен 26-го Ноября, родители его: Надворный Советник и участковый Мировой Судья Дмитровского Мирового Округа Иван Феодорович Тютчев и законная жена его Ольга Николаевна, оба православного вероисповедания; восприемниками были: Действительный Статский Советник Николай Васильевич Путята и жена Надворного Советника Анна Феодоровна Аксакова, крестил священник Николай Холин с диаконом Василием Тихомировым. Причитающийся гербовый сбор уплачен». Из этого документа узнаём, что крёстными его были родная тётушка Анна Аксакова, сестра отца, и дедушка по материнской линии Николай Васильевич Путята.

Автор статьи - Оксана Гончарова, старший научный сотрудник Научно-фондового отдела Музея-заповедника "Усадьба "Мураново".

Если мы пройдём по северной стороне Главного дома в Муранове, через Большую гостиную, то войдём в довольно большую комнату с окнами, зарытыми плотными шторами. Стены занавешены картинами, на полу – ковер XIX века ручной работы. Сразу бросается в глаза уютный диванный уголок с двумя креслами и столом на массивной резной ножке. Рядом – старые сосновые шкафы с книгами. А у окон стоят два письменных стола, принадлежавшие двум поэтам.

Автор статьи - Любовь Чернова, зав. Экспозиционно-выставочным отделом Музея-заповедника "Усадьба "Мураново"

Выставка с таким названием стала традиционной для нашего музея. Вот уже шесть лет подряд наши гости могут увидеть удивительно лиричные, наполненные теплотой и светом, подмосковные пейзажи в холодную и ненастную осеннюю погоду.
В этом году выставка проходит с 1 октября по 30 ноября.

Статья опубликована в газете "Маяк".

Авторы статьи:
Светлана Долгополова – ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Усадьба «Мураново»
Вера Малютина – зав. сектором декоративно-прикладного искусства музея-заповедника «Усадьба «Мураново»

Замминистра культуры РФ Алла Манилова передала коллекцию из 23-х писем второй супруги Федора Тютчева – Эрнестины Тютчевой и ее брата Карла фон Пфеффеля директору музея-заповедника "Усадьба Мураново" Игорю Комарову на заседании коллегии в Минкультуры РФ в среду.
Культурные ценности были получены от президента Центра русской культуры "Мир" в городе Мюнхене, экспертизу и подготовку документов к передаче организовал Департамент культурного наследия Минкультуры России.
Тютчев отправился в Мюнхен в составе российской дипмиссии в возрасте 18 лет. За границей он жил с 1821 до 1844 года.

Телеканал Культура представил сюжет о торжественной передаче писем музею в выпуске новостей от 26 октября. Время начала сюжета - 9 минут 05 секунд.

МОСКВА, 26 окт – РИА Новости

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/19725/episode_id/1383191/video_id/1534938/

https://ria.ru/culture/20161026/1480069511.html

  

Автор: Елена Догонина, кандидат искусствоведения
научный сотрудник научно-фондового отдела
Музея-заповедника «Усадьба «Мураново»

Отечественная война 1812 года оказала значительное влияние на декоративно-прикладное и изобразительное искусство России. Серия барельефов, созданная Фёдором Петровичем Толстым, является ярким примером того, как подвиг русского воинства вдохновил художника на создание выдающихся произведений пластического искусства эпохи классицизма. В основном собрании Мурановского музея находятся три барельефа: «Освобождение Амстердама», «Народное ополчение» и «Освобождение Москвы». Два последних представлены в постоянной экспозиции.

Иди, зима! На строги дни себе
Припас оратый много блага:
Отрадное тепло в его избе,
Хлеб-соль и пенистая брага;
С семьей своей вкусит он без забот
Своих трудов благословенный плод!

Е.А. Боратынский. «Осень»

Автор статьи - Татьяна Гончарова, зав. сектором Изофонда музея-заповедника "Усадьба "Мураново".

Во 2-й половине 19 века фотография стремительно врывается в жизнь разных слоёв населения. Этому способствовала быстрота изготовления изображения и сравнительно недорогая стоимость. Фотография потеснила, а иногда заменила традиционные виды искусства. Например, в увеличенном виде фотографии исполняли роль репрезентативных портретов и занимали своё место в фамильных галереях. Но в основном фотографии были «кабинетного» размера и так называемые «визитки». Они помещались в семейных альбомах или же монтировались в нарядные рамочки и занимали свои места на стенах, этажерках, столиках и т.п. в интерьерах комнатах. В этом случае они вытесняли камерные акварельные портреты и миниатюры.
***

Статья опубликована в газете "Маяк" 31 августа 2016 г.
Автор: Тамара Троицкая, лектор-экскурсовод музея-заповедника "Усадьба "Мураново"

В статье научного сотрудника Орловского краеведческого музея В.А. Ермакова «Оправдание музея» говорится: «Идеальный посетитель музея – взрослый, ставший ребёнком. Не уставший удивляться чудесам мира. Творчески познающий. Короче, homo sapiens. Но, как известно, идеал лишь в весьма малой степени воплощается в обыденной действительности. <…> Увы, «восстание масс» установило повсюду диктатуру посредственности. В музей пришел homo vulgaris. Почитайте любую книгу отзывов!.. Это «количество» проходит как раздражающий рефрен везде и всюду. Музей же – категория качественная, и значение его не должно измеряться числом организованных или случайных посещений. Антипод музея – Диснейленд, заказник фокусов для праздных ротозеев, а не заповедник чудес для праздничных разинь, каковой есть музей… В музее больше любят детей. Тех, которые спрашивают, замерев: «Это настоящее?!» Не дай Бог музею обмануть их доверие. Разочарование на пороге познания рождает… стариков…»

Статья опубликована в газете "Маяк" 17 августа 2016 г.
Автор: Вера Малютина, зав. сектором Декоративно-прикладного искусства музея-заповедника "Усадьба "Мураново"

Коллекция керамики Мурановского музея насчитывает более 500 предметов. Она включает посуду, предметы обихода, мелкую пластику. В той или иной степени каждый из экспонатов заслуживает внимания. Обратимся к скульптурной группе «Пустынник и Медведь». (Фарфор. Надглазурная полихромная роспись. 5,6х4,5 см. Россия. Завод Попова. 1840-е гг.).

Статья опубликована в газете "Маяк" 27 июля 2016 г.
Автор: Елена Догонина, научный сотрудник сектора Изо Научно-фондового отдела Музея-заповедника «Усадьба «Мураново», кандидат искусствоведения.

Интерьерное убранство мурановского дома состоит из предметов, представляющих крупные стилевые явления XIX в., начиная с классицизма и заканчивая вторым приходом рококо (неорококо), среди этого многообразия несколько предметов стиля модерн представляются лишь небольшим вкраплением. Но если внимательнее к ним присмотреться, можно многое узнать о характерных формально-стилевых и образно-художественных чертах данного явления.

Статья опубликована в газете "Маяк" 20 июля 2016 г.

Автор - Владимир Подоплелов, научный сотрудник Музея-заповедника «Усадьба «Мураново»

В усадьбе «Мураново» открыт сезон летних игр. Играют в бильбоке, серсо и крокет.

«Лишь одного мне жаль: игры́… Её и мудрость не заменит», – писала Зинаида Гиппиус. Печально, но это факт: игры двадцатого века постепенно уходят, что уж говорить о веке девятнадцатом. А про игры двадцать первого века лучше спрашивать наших детей, внуков, и они в подробностях расскажут нам про компьютерные игры. Ну а если спросить их, например, в чём разница между горелками и пятнашками? Трудный вопрос? А что такое серсо, бильбоке и каковы правила игры в крокет? Это уже, что называется, вопрос на засыпку! Давайте разберёмся.

Уже завтра начало фестиваля "Сенокос в Муранове"!

Об истории и традициях праздника рассказывает зав. сектором выставок и рекламы Мурановского музея Анна Стратанович.

(статья опубликована в газете "Маяк 13.07. 2016 г.")

Вот уже 15 лет мурановскому фольклорному фестивалю «Сенокос». За это время усадебный луг, воспетый в стихах самим устроителем мурановского дома Е. А. Боратынским, стал любимым местом летнего отдыха многих друзей музея.
Основная идея праздника все та же, что и у большинства мероприятий музея – помочь посетителю погрузиться в атмосферу, царившую здесь в далеком XIX веке.

Статья опубликована в газете "Маяк" 06 июля 2016 г.

Автор - Евгения Шапарина, заместитель директора по развитию.

«Эти горы, которые даже перейти
казалось удивительным, мы рассекаем
и перевозим исключительно ради нашего удовольствия»
Гай Плиний Старший