Усадебный дом в Муранове выстроен в 1841–1842 гг. по замыслам и чертежам поэта Евгения Абрамовича Боратынского. По словам друга и свояка Боратынского Н.В. Путяты, поэт «любил архитектуру, имел в ней вкус, делал сам планы строениям и приводил их в исполнение под своим надзором».

Поэт писал Н.В. Путяте: «Слава Богу, дом хорош, очень тепел. Были большие морозы и сильные ветры: мы не чувствовали ни тех ни других, и что в особенности редко в деревенских домах ― никогда не знали, с какой стороны непогода. <…> Дом отделан вполне: в два полных этажа, стены общекатурены, полы выкрашены, крыт железом».

Дом интересен как оригинальный архитектурный памятник, воплотивший замысел поэта Е.А.Боратынского и вобравший исторические наслоения более позднего периода времени. В архитектуре дома просматриваются элементы нескольких архитектурных стилей: романтического стиля, классицизма и русского стиля. Дом состоит из трёх основных частей — двухэтажного основного здания, одноэтажной пристройки и двухэтажной на подклете башни. Все строение деревянное – из вертикально поставленных брёвен, но основное здание и башня обложены кирпичом.

Следующими хозяевами Муранова было семейство Путят. Посетив Мураново впервые после смерти Боратынского, Н.В. Путята писал жене: «Тут всё живо напоминает покойного Евгения. Все носит свежие следы его работ, его дум, его предположений на будущее… Дом в Муранове прелесть, особенно внутреннее расположение. Оригинально и со вкусом». При Путятах гостями этого дома были известные литераторы: Н.В. Гоголь, С.Т. Аксаков, Е.П. Ростопчина.

Последними владельцами усадьбы были Тютчевы. Стараниями младшего сына поэта Ивана Фёдоровича Тютчева дом был несколько видоизменён: в 1878 г. по северному фасаду дома были пристроены две новые комнаты, в 1907 г. дом был оштукатурен.

В 1983–1996 годах проведена большая реставрация здания Трестом «Мособлстойреставрация» (архитектор И.А. Леваков).

После пожара в июле 2006 года в доме производились реставрационные  работы, завершённые в 2010 году. Внешний облик здания  и его планировочная структура сохранились на последний период существования усадьбы — 1907–1908 годы.

Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений